Previous Entry Share Next Entry
ранний буддизм
firre
bridge_on_fire
http://img-fotki.yandex.ru/get/5006/39691030.0/0_e40fc_1291211f_M.jpg В рамках исследования религий дошла до буддизма. В этом мне помогла отличная книга Лысенко. Ранний буддизм ( до Махаяны) поразителен тем, что показывает, что религии в христианском/исламском понимании этого можно противопоставить совершенно иное и гораздо более достойное удовлетворение духовных запросов. Это настоящее открытие. Махаяна изрядно (и к худшему, на мой взгляд) изменила первоначальные установки буддизма, однако в ранней форме он вызывает искреннее изумление. Он совершенно не соответствует религии в среднем представлении этого слова.

Ранний буддизм лишен догматизма, это скорее описание практики самоусовершенствования человека. В нем полностью отсутствует фигура Спасителя, нет фатума, судьбы, божьей воли, предопределенности. Человек предельно самостоятелен, ему не требуется вышестоящий бог. Будда говорит о вреде слепой веры, тогда как христианство ее превозносит. Будда говорит о своем личном мистическом опыте, но он не требует поклоняться ему или кому бы то ни было еще. Он хочет, чтобы полезный опыт был перенят, но каждый сам решает, как ему поступить. Буддизм проповедует веротерпимость: нельзя ни навязывать веру незрелым умам, ни вдалбливать идеи, какими бы высокими они ни казались. Человек должен дорасти до духовных устремлений. В буддизме отсутствует понятие "священной книги" - их существует масса, как и в других религиях, включая бесконечные тексты разных школ, однако важна не книга как таковая (сравните с Кораном), а переданные Буддой полезные сведения. Ранний буддизм также очень остроумно расправляется с проблемой теодицеи (оправдания Бога) и объяснением зла в мире. Если христианин должен усердно представлять, как Бог создает на шестой день пару бычьих цепней или пытаться понять, как же тот допустил, что его сын умер от ударов битой в подворотне, то у буддиста таких парадоксов не возникает. Более того - то, что европейской философии казалось исполненным новизны в 18-19 веках, древние индусы обсуждали еще до начала отсчета нашей эры.

Однако есть два "но" - это выбор смелых, не нуждающихся в утешении, потому что картина мира раннего буддизма крайне жестка, и это выбор умных, потому что понимание концепций требует серьезных умственных затрат.

В основе буддизма лежат 4 Благородных Истины, открывшиеся Будде во время медитации. Тут нужно сразу сказать, что позиция "мир есть страдание", которая сразу же приходит на ум при слове "буддизм" неверна, ведь в нашем понимании страдание - это, в первую очередь, боль или психологические мучения. Как оказалось, речь идет несколько о другом.

1) мир полон неудовлетворенности и страдания
В буддизме мир изначально несправедлив, и это обычное его состояние, которое никак нельзя изменить. Задумайтесь над тем, какая гигантская разница между христианской картиной мира, где мир был задуман хорошим, но сатана (и пр) его извратил. С детства говорится, что мир хороший, но злые люди делают его плохим, меж тем буддизм говорит, что человек несовершенен, что мир также несовершенен и никогда не будет совершенным. В европейской традиции фокус смещен с человека и его личного восприятия на мир, который никогда невозможно победить, но люди постоянно пытаются, что завершается для них очередным разочарованием, крушением идеалов, возмущением, психотравмой и т.д. Буддист же не тратит на это время, он знает, что таков порядок вещей. Страдание - это и старость, и болезни, однако в первую очередь - неудовлетворенность тем, что нет ничего неизменного, утрата приятного, разочарование, невозможность получить желаемое, потому что оно постоянно ускользает. Каждый раз, добиваясь цели, ты теряешь к ней вкус. Даже достижение этой цели в конечном счете обессмысливается, любовь выцветает и так далее. Этот круговорот - данность. Страдание не есть противоположность счастью, ведь оно само - корень страданий, когда утрачивается.

Неверно понятый буддизм вырождается в апатию, о чем мне рассказывали побывавшие в Непале товарищи. С другой стороны, буддист старается радоваться жизни, философски относясь к нищете, неравенству или бедам.

2. причина страдания - жажда, желания
Жажда обладания, жажда испытывать страсти, жажда бытия, жажда небытия - неважно, какими желаниями обуреваемы люди. Именно эти желания ведут к разочарованию и пониманию текучести, преходящести жизни, где все утекает сквозь пальцы. Даже принятые стереотипы, способы мышления, мнения - клетки, крючки, приводящие к новым и новым рождениям в круге сансанры.

3. существует возможность избавиться от страдания - это нирвана
Термин "нирвана" также часто искажается. Судя по литературе, которую я прочитала, нирвана не имеет ничего общего с пустотой или угасанием. Это радостное, спокойное состояние, в котором отсутствуют тревожащие желания. Будда не вдается в описания нирваны, но подчеркивает, что это хороший опыт. Отсутствие алчности, ненависти, невежества, полное освобождение от обычных переживаний, умиротворение. Нирвана не имеет меры в этом мире, т.к. ее нельзя описать использующимся несовершенным понятийным аппаратом. Единственное, что будет правдой, - то, что она радикально преобразует человеческий опыт.

4. достичь нирваны можно с помощью определенных действий и медитаций, которые в совокупности называются Восьмеричным путем ( правильные воззрения, правильные устремления, правильные речи, правильные действия, правильный образ жизни, правильные усилия, правильное осознавание, правильное сосредоточение).
В раннем буддизме обращает на себя внимание то, что это сугубо практические наставления. Будда даже известен тем, что полностью игнорировал метафизические вопросы, считая их нерелевантными или бесполезными (в духе "Вечна Вселенная или бесконечна?" и пр). Будда не заинтересован в пустых спорах, он хочет донести четкие инструкции. Будда оставался в пределах собственного опыта. Также он протестовал против культа личности, настаивая на том, что главное здесь - Закон, наставления по достижению нирваны, а не то, кем он рассказан. Любой человек может достигнуть нирваны, если предпримет необходимые усилия.

«Ибо сам человек совершает зло, и сам оскверняет себя. Не совершает зла он тоже сам, и сам очищает себя. Чистота и скверна связаны с самим собой. Одному другого не очистить. В небе нет пути, нет отшельника вне нас. Люди находят радость в иллюзиях, татхагаты лишены иллюзий»

Что можно почерпнуть из основ?
- буддизм лишен посредников. людям не нужны иерархические структуры, просветление происходит с помощью усилий человека, принявшего знания о правильном устройстве мира. буддистская община - сангха - изначально была лишена лидеров, это сообщество идущих по Пути. буддизму не нужна Церковь.

- в буддизме нет бога. вернее, богов полно, они пришли из индуизма, но они, как демоны, животные, люди и духи также находятся в круге перерождений. они несовершенны, а совершив проступок, окажутся в худшем мире, поэтому безмятежными их не назовешь. эти боги не имеют никакого значения, потому что только рождаясь человеком, существо может достигнуть нирваны. в буддизме отсутствует Бог-творец, авторитарная фигура, которой нужно подчиняться. мир в раннем буддизме - это взаимозависимая сеть причин и следствий, управляемая безличным законом справедливости - кармой. это освежает.

- буддизм невероятно индивидуалистичен. "будьте сами себе светильниками, будьте сами себе прибежищами, нет никакого внешнего прибежища", - говорит Будда. предельная самостоятельность, в которой никто кроме тебя не сделает необходимого, никто не станет тебя утешать.

- скептицизм и отсутствие веры. "Не тот живет соответственно Закону, кто спешит достигнуть цели. Мудрец должен тщательно рассмотреть обе возможности: стремиться к цели или нет". для религии это беспрецедентное заявление. Будда не требует веры, он против нее, он хочет осознания, обдумывания и сознательного принятия концепций. у человека есть выбор: либо продолжать перерождаться снова и снова, будучи осведомленным о несправедливости мира, но имея возможность улучшить будущие рождения с помощью практического корпуса добрых дел, либо начать освобождение от желаний, привязанностей, стереотипов мышления с помощью определенных техник, чтобы завершить круг перевоплощений. в одной из сутт Будда сравнивает человека, который носится с текстом Закона, но не практикует с тем, кто переправившись через реку, продолжает таскать с собой плот. Учение Будды - это лишь инструкция для достижения цели, само по себе оно бесполезно, нет смысла его обожествлять.

- отсутствие крайностей, т.н. Срединный Путь. во времена Будды был широко распространен истязательный аскетизм, отшельники практиковали самые разные формы аскетизма, причиняющие мучения телу. Будда одинаково отрицательно относится как к излишествам, гедонизму, так и к самоистязанию.

- адресность разъяснений. тексты Будды сильно разнятся в зависимости от подготовленности слушателей. мирянам и неофитам доносятся простейшие вещи, монахам он рассказывает более серьезные нюансы устройства.

Одной из важнейших концепций буддизма является взаимозависимое происхождение, пратитья самутпада. Фактически пратитья-самутпада утверждает лишь то, что в сансарном мире все обусловлено и что нет ни единой сущности, которая, обусловливая другую сущность, не была бы сама обусловлена какой-то третьей. Так как в буддизме отдельно подчеркивается отсутствие вечной души, все состоит из потока дхарм, неких неделимых единиц бытия (не атомов, концепция более сложная) , нет ничего постоянного, то нет и человеческого "эго", "я", некоего существа, которое могло бы в неизменной форме перерождаться. Именно поэтому вульгарное понимание сансары как постоянных перерождений одного и того же существа лишено смысла. Мир, скорее, предстает как набор текущих сущностей, заблуждений, представлений, причин и следствий, которые воплощенный человек может изменять и множить. Ни бог, ни человек не могут изменить мир как таковой, однако удаление привязанностей, желаний, разрыв связок причина- следствие с помощью определенных техник может позволить прекратить этот круговорот для самого человека. Такая картина мира мне кажется не только максимально приближенной к действительности, но и довольно логичной. Буддисты неоднократно подчеркивают заблуждения как языковые (речевой аппарат несовершенен), так и ошибки восприятия. Масса их диспутов предвосхищает Канта.

Понятие "кармы" также очень сильно искажается в обыденном представлении. Изначально карма - это причинно-следственный закон, согласно которому праведные или неправедные действия человека определяют дальнейшую судьбу человека. Обычно любят говорить, что если ты грешил, то родишься в следующей жизни в дерьме. Однако в раннем буддизме абсолютно отсутствует жесткий детерминизм! Связь между действием и его результатом не является однозначной. На связь событий действует множество факторов, которые могут модифицировать ее, ослабить или даже прервать. Есть действия, результат которых скажется уже в этой жизни, есть действия, совершенные сейчас, которые скажутся в жизни последующей или даже через несколько воплощений. На вопрос, правда ли все в жизни вызвано результатом прошлых действий, Будда говорит: «О Шивака, есть ощущения, которые вызваны желчью, вызваны флегмой, вызваны временами года, вызваны нерегулярными происшествиями, неожиданными случайностями и созреванием кармы. Те же саманы и брахманы, которые считают, что все переживаемое человеком вызвано прошлыми деяниями, по отношению к тому, что они знают сами, заходят слишком далеко, и по отношению к тому, что признают истинным все, тоже заходят слишком далеко». В трактовке Будды закон кармы не является ни детерминизмом, ни тем более фатализмом. Любое кармически заряженное действие может быть ослаблено другим, противоположно заряженным действием. Например, у буддийского святого, архата, все его прошлые действия (положительно или отрицательно заряженные) нейтрализованы более сильными настоящими действиями, которые не несут в себе никакого заряда, поэтому архат больше не будет рождаться.

Очевидно, что ранний буддизм подходит исключительно для сильных духом людей. Здесь полностью отстутствует некий высший авторитет, на которого можно переложить свои печали, все зависит от самого человека, нет никаких спасителей, хотя учителя могут помочь понять, как освободиться. Мир предстает как несправедливое, полное хрупкой красоты и разочарований место, реформировать которое невозможно, ведь человек несовершенен. Ты можешь принять это, и тогда вспоминается рассказ из лекции о Ницше: "По-настоящему трагический человек — это тот, кто вопреки страданию и боли говорит жизни «да». И только в таком парадоксальном состоянии он доходит до дионисийских высот. При этом он все же остается пессимизмом, ведь эллин прекрасно понимает (возможно, понимает лучше всех), что жизнь это боль и страдание. Но при всем при этом эллин находит в себе силы принять жизнь. Мало того, эллин набирается смелости еще и смеяться, танцевать, и опьяняться. Трагический пессимизм — это дионисийство." Либо ты понимаешь, что такое бытие не для тебя, - и тогда бросаешь все силы на достижение просветления и уход из круга сансары. Мужественная, суровая картина. Думаю, мне не хватает красок, однако даже из такой картины становится понятно, насколько буддизм превосходит дурацкие религиозные построения, основанные на культе иерархических фигур. На мой взгляд, у него практически нет конкурентов, однако очевидно, что это практика для сильных людей, способных действовать в одиночестве. Именно поэтому ранний буддизм часто обвиняют в сугубом эгоизме. Кроме того поражает глубина размышлений. Сравнивая с Кораном, просто диву даешься разнице. Коран - это набор простых предписаний, часто противоречащих друг другу, данный довольно примитивным племенам, здесь же основное сформулировано в четырех предложениях, зато под ними лежит мощный философский пласт.

Часть 2: http://bridge-on-fire.livejournal.com/25879.html?mode=reply#add_comment

?

Log in

No account? Create an account