?

Log in

No account? Create an account

"мода и мораль" Рибейро
firre
bridge_on_fire
Ribeiro_coverОбнаружила подборку книг о моде, среди которых оказалась ссылка на серию "Библиотека журнала "Теория моды". Вот здесь есть также полный список: http://www.nlobooks.ru/books/Bibliotyeka-zhoornala-Tyeoriya-modi. Меня заинтересовали две книги оттуда - "Мода и мораль" Эйлин Рибейро и "Политическая история брюк". Обе работы очень интересны, т.к. неожиданным образом рассказывают о предубеждениях и глупости человеческой истории через изучение такой неожиданной для серьезных исследований вещи как одежда. Т.е. надо бороться и с собственными стереотипами в том числе (мне мода не казалась любопытной для наблюдения), чтобы открыть что-то новое.

В предыдущие века одежда должна была однозначно определять человека, четко демонстрируя его пол, социальное положение, а также религиозное рвение и мораль. Сейчас мы по большей части не ожидаем, что одежда будет отражать душевные качества или уровень добродетели - очевидно, что это лишь маскарад, однако будет наивностью сказать, что ожиданий и реакции на необычную или яркую одежду нет. С человеком в деловом костюме здороваются, даже не зная его - на всякий случай, а одетого в джинсы и растянутую футболку считают неудачником и неряхой, хотя факты могут не отвечать ожиданиям. Богатые люди стремятся демонстрировать свой доход и статус как одеждой, так и аксессуарами. Клеймление людей дураками, невежами или шлюхами в зависимости от внешнего вида никуда не делось, хотя значение таких мнений сильно потеряло вес. Однако сейчас одежда интересует нас с точки зрения красоты, а не морали.

В прежние же времена одежда не просто должна была быть "пристойной". Она была однозначным идентификатором социальной группы. Встречающий кого-то на улице простолюдин должен был знать, снимать шляпу и кланяться или нет, приличная это женщина или блудница, замужняя или дева, мужчина ли это или девушка. Поэтому любые переодевания, любое травести воспринималось как нарушение закона, за это сурово карали. Ведь иначе можно было принять проститутку за приличную женщину, девушку - за юношу, богатого - за нищеброда, нищеброда - за богатого, верующего - за распутника и т.д. Полный беспорядок! Ведь идентификация социальной группы немедленно влекла за собой и изменение поведения. Т.е. человек прежних времен должен был сразу же транслировать некий слепок социально приемлемых характеристик.Религиозный мир всегда делит людей на праведников и грешников, и внимание к одежде отражало это разделение. Т.е. одежда не оценивалась с точки зрения функциональности, она оценивалась с точки зрения религиозной морали. Одежде вменялось в обязанность проецировать добродетель, скромность, целомудрие, сдержанность. В этом я вижу основную проблему моралистов - они хотят выглядеть как праведники, но не являться ими.

В "Моде и морали" Эйлин Рибейро очень интересно прослеживать, какие искаженные и нездоровые формы приобретает желание контролировать чужаков. Если сегодня люди, недовольные чужими костюмами, пишут "Каждому человеку ясно, что..." или "Любому разумному существу...", то раньше подобного рода критики не мелочились и сразу писали что-то в духе "Фижмы противны Господу Иисусу" или "Дева Мария не носила чулков", выдавая свое мнение за мнение бога. Еще более интересно наблюдать за тем, какой чепухой занимались священники и прочие религиозные мужи, строча текст за текстом с названиями типа таких:

  • "Трактат об омерзительности длинных волос"

  • "Чрезвычайно омерзительные фижмы"

  • "Разнообразные аргументы против краски, мушек, обнаженных спин, грудей, рук и проч"

  • и даже "Воззвание к милости короля по поводу боковых хвостов"



Дальше тут - http://heresyhub.com/moda-i-moral-eylin-ribeyro/

"Антихрист" Ницше
firre
bridge_on_fire
“Я осуждаю христианство, я выдвигаю против христианской церкви страшнейшие из всех обвинений, какие только когда-нибудь бывали в устах обвинителя. По-моему, это есть высшее из всех мыслимых извращений, оно имело волю к последнему извращению, какое только было возможно. Христианская церковь ничего не оставила не тронутым в своей порче, она обесценила всякую ценность, из всякой истины она сделала ложь, из всего честного — душевную низость. (…) Я называю христианство единым великим проклятием, единой великой внутренней порчей, единым великим инстинктом мести, для которого никакое средство не будет достаточно ядовито, коварно, низко, достаточно мало, — я называю его единым бессмертным, позорным пятном человечества…”

Перечитала Ницше. Ницше в “Антихристе” “оскорбляет чувства верующих” зажигательно, самозабвенно и самовлюбленно. С его точки зрения христианство – это система воззрений, искалечившая свободный дух людей и насадившая лживые и абстрактные ценности, лишающие желания двигаться вперед. Ницше – дионисиец, ему глубоко противно сочувствие к болезному и возвеличивание страдания. Больше всего достается апостолу Павлу, “гению в ненависти”, “фальшивомонетчику”, который из благой вести Христа о единстве Бога и человека сделал учение о торге за бессмертие души и возвеличивание страдания. Павел изобретает учение, отталкиваясь от собственного желания объяснить произошедшее, и создает страшный гибрид, мало имеющий общего с действиями Иисуса. Ницше не жалеет слов и бичует его, как может (а может он, когда желает этого, весьма красочно) , хотя часто заменяет аргументацию эмоцией. Ницше глубоко оскорблен доминированием христианства, он хочет вышвырнуть его на помойку истории, полностью лишить силы – и употребляет поэтому крайне резкие, хлесткие и оскорбительные формулировки. Это не всегда срабатывает, порой он сбивается на сквернословие, но местами текст достигает высот обличения и негодования.

Дальше: http://heresyhub.com/antihrist-nitsshe/#more-692

Томас Пейн и его битва с Библией
firre
bridge_on_fire


"Безбожие их не в том, во что верят или не верят, а в исповедании веры, которой на самом деле никто не придерживается. Невозможно исчислить моральные убытки, если можно так выразиться, производимые в обществе такой мысленной ложью. Когда человек развратил и растлил чистоту своего ума так, чтобы исповедовать то, во что он не верит, он готов уже к совершению любого другого преступления" (Томас Пейн «Век разума»)

Антирелигиозной литературы немало, и сейчас она приобретает важное значение. Но всегда дико приятно увидеть человека, жившего в совершенно другие времена, но не боящегося бросать вызов общественному мнению, общественным предрассудкам. Читая Сагана, наткнулась на упоминание книги Томаса Пейна "Век разума", а это знаменательная вещь. Томас Пейн - один из отцов-основателей Америки, обладающий довольно дерзким, резким и убедительным слогом. У него очень увлекательная биография, полная забавных казусов и чудесных спасений от смерти. Причем поражает, что он сохранял свое мнение, свой взгляд на вещи независимо от давления. Чего только с ним не происходило! Война за независимость, революция во Франции, преследование, тюрьмы, спасения, возвращения на Родину. После "Прав человека" французы оказали ему честь, включив в Нац.конвент, хотя он даже не знал французского. Затем они же пытались его казнить, когда Пейн счел убийство короля бессмысленным. В общем, Пейн всегда мыслил крайне самостоятельно.

Последним его ярким произведением стал "Век разума", в котором Пейн решил низвергнуть Библию. Эту книгу он считал глупым, жестоким и совершенно неаутентичным текстом. Причем Пейн верил в Бога, но считал, что Бог Богом, а Библия - просто сборник старых еврейских преданий, на каждой странице которых кто-то кого-то насилует и убивает. Read more...Collapse )

миларепа
firre
bridge_on_fire
Я в детстве прочитала историю про Миларепу, черного мага, который затем раскаялся в убийствах людей, бросил свои зловещие дела, стал аскетом и обрел буддийское просветление. Мне эта история очень понравилась, потому что нет ничего круче в драматическом смысле, чем процесс преображения негодяя в праведника.Я представляла черного мага, который мечет фаерболы, убивает массу народу, громогласно хохочет, кидает горы в противников, а затем ему становится стыдно, и он долго искупает грехи, обнаружив силы еще более могучие, чем те, что давала ему черная магия. Википедия же описывает его злодеяния достаточно скромно - обвалил крышу здания, от чего умерло 35 человек, уничтожил посевы и вызвал грозу. Ну... Ну, как-то это не впечатляет.

Однако Миларепа был также и поэтом, и в текстах, описывающих его бесконечные достижения после познания закона Дхармы, и впрямь присутствуют очень красивые отрывки. О Миларепе я снова вспомнила потому, что Кэмпбелл привел кусок из его "Ста тысяч песен", который покорил своей точностью и красотой. Ну, т.е. упадок нравов многократно описывался и писателями, и поэтами множества эпох, но тут парой фраз получилось очень красиво.

В Городе Иллюзий Шести Плоскостей Мира
Всем движет грех и помрачение, рожденные пороком;
Там существо следует велениям пристрастий и
предубеждений,
Так никогда и не постигнув Равенства.


Скачала двухтомник приключений Миларепы (здесь), чтобы прочитать больше песен. Старые тексты независимо от их авторства и зачастую благодаря искажениям смысла в переводах часто приобретают особую архаичную красоту или не подразумевавшийся юмор. Особенно мне понравились вежливые демоны, которые после нападения на Миларепу устыдились своей глупости и извинились:

"Большинство демонов было обращено песней. Они почувствовали доверие и уважение к Миларепе и оставили свое злое колдовство. Они сказали: «Ты поистине великий практик, обладающий чудесными силами. Без твоего объяснения Истины и демонстрации чудодейственных сил мы бы никогда ничего не поняли. Так что мы не будем беспокоить тебя. Еще мы очень благодарны за твое объяснение истины кармы. Честно говоря, наша рассудительность ограниченна, невежество же не имеет границ. Наши умы погрязли в трясине привычных мыслейi. Просим, поэтому, преподай нам такой урок, чтобы смысл его был всеохватывающим, а извлеченная из него польза поистине великой, но и не забудь позаботиться о том, чтобы мы без особых трудностей смогли его понять и претворить в жизнь».

Хочу увидеть таких же понимающих комментаторов в интернете.миларепа и бабушкаCollapse )

Реквием рыцарь-вампир
firre
bridge_on_fire
Художница посоветовала почитать Реквием Рыцарь-Вампир / Requiem Chevalier Vampire - это просто чума.
Читайте тоже: http://adultmanga.ru/requiem_chevalier_vampire/

http://heresyhub.com/wp-content/uploads/2015/06/req5-e1434646075413.jpg

Read more...Collapse )

дружелюбие
firre
bridge_on_fire
Фильмы, мультфильмы и книги создают идеальный мир юности, в который очень хочется попасть, - с напастями, с врагами и предательством, но одновременно - с друзьями, приключениями и славными битвами. Иногда этот мир заменяет South Park, иногда какой-нибудь young adult. Особенно сильно чувство сопричастности вызывают японские RPG. Только там ты можешь сидеть у маяка и есть сэндвич с лососем вместе с другом, потому что сценарист считает это важным. В японских играх много внимания уделяется и общению с теми, кто в истории играет не слишком большую роль, - помощь какой-нибудь старушке или решение примеров для младшей сестры. Часто занимаешься этим просто потому, что это милая жизнь, где тебя благодарят и где ты можешь помогать людям. Приятно немного пожить в таком мире, пусть он и придуман. Тысячи писателей и сценаристов создавали мир юности, которой у них не было, который они хотели бы иметь или который быстро потеряли, и постепенно в него поверила и я. Пусть настоящая школа была потерянным временем, где не нашлось ни панк-групп, ни машин времени, ни даже сколько-нибудь стоящих приятелей, разные творцы подарили читателям мечту о "правильном" детстве.

Read more...Collapse )



Ностальгия о несуществующих приключениях подростков - это тоска по дружелюбию. По тому чувству, которое охватывает, когда ты смотришь на своего друга и вдруг понимаешь, что он очень красивый. По ощущению подъема, когда пишешь, пишешь, пишешь, чтобы все это увидели, или записываешь песню за пять минут, не особенно заботясь о том, достаточно ли она глубокомысленна и много ли в ней лоска. Я слушаю саундтреки к играм, в которые авторы вкладывали чувство солнечной печали или беззаботности вечера летнего дня, и ужасно тоскую по месту, в котором можно просто писать о том, что ты обнаружил, или о том, что ты пережил, - и не встречать агрессию, а просто видеть других таких же исследователей. Может, не слишком умных, но готовых разобраться и придти на помощь. Где можно просто выкладывать фото своей пасеки или, не знаю, обсуждать философов - и не видеть толпы злых людей, пришедших спускать пар после неудачного дня. Где можно открыто делиться достижениями, опытом или выкладывать куски разных выдумок, не получая в ответ реакцию "ты что, самый умный?" и не подбирая слова, словно читаешь лекцию среди умалишенных. У нас есть способ общаться, но канал изрядно засорился. Я больше не могу воспринимать интернет как место поиска друзей, мне он представляется как сборище чокнутых. Помню, Фелиция Дэй была изрядно поражена, осознав, что интернет, который виделся ей как объединяющий всех странноватых фриков, способных теперь найти друзей, превратился в инструмент травли в такой идиотской вещи как геймергейт. Наверное, все мы по-своему поражены, потому что когда ты заряжен энергией и хочешь фонтанировать ей, заряжая и других, вряд ли ты ожидаешь, что в ответ на тебя нападет куча гоблинов, даже не умеющих читать.

Мне нравится быть взрослой женщиной, исполнять набор ласкающих эго социальных ролей или рассказывать, как обстоят дела, тем, кто знает меньше. Ты ни от кого больше не зависишь, сам выбираешь пути, не спрашиваешь ни у кого подтверждения своих действий. Подростку эти вещи недоступны, он вечно зависим и вечно ведом. Но тоска по дружелюбному, открытому миру творцов, которым всегда есть, о чем рассказать, периодически накрывает теплой волной печали и ностальгии о времени, которого никогда, по большому счету, и не было. Мне так нравится читать, как общаются мои любимые зарубежные писатели фэнтези или даже видеть эти блоги, заполненные фотографиями ромашек и собак, потому что я знаю, что все эти ромашки и собаки выстраданы месяцами работы и общением с массой неподходящих людей. Мир сотрудничества, поиска справедливости и отгадок на странные загадки, мир непонятных предметов, дружеских встреч и необходимости выручить из беды - вот по чему ужасно тоскуешь. Говоря о "подростковой открытости", мы опять представляем себе вымышленное пространство гиков, тогда как в моей реальности это было пространство гопников. И именно поэтому людям так нужно придумывать прошлое, настоящее и будущее, которое будет лучше, чем это.

как убрать топ жж с правой части экрана
firre
bridge_on_fire
Рубрика "полезные советы". На мой взгляд, вещей, более оскорбительных для интеллекта, чем топ жж, не так много. Когда открываешь чей-нибудь журнал или ленту по старой привычке, сбоку вываливается хрень на половину экрану с заголовками, от которых глаз дергается. Чтобы его не видеть, можно в GreaseMonkey (аддон для Firefox) скрипт примерно такого вида добавить:

скриптCollapse )

Он полностью удаляет весь этот мусор, и сразу становится легче дышать и веселее жить.

менестрели
firre
bridge_on_fire
Мне нравится, как крупные RPG дают толчок культуре менестрелей. Фэнтезийные темы никуда не уходили ни из металла, ни из кустарных песнопений под гитару у ролевиков, но это либо штампованная, либо скучная музыка. Настоящими менестрелями моей юности были ранняя "Мельница" и ранний "Король и шут". Хелависа тогда дала пинка разной самодеятельности с плохим звуком и неизобретательными текстами, но затем ушла какая-то легкость, неподдельность. "Король и шут" же сделали со сказочными темами что-то невиданное, впоследствие превратившись в однообразных пьяниц. Лет в 18-20, когда я не хотела быть рок-звездой, я хотела быть менестрелем. Воображение рисовало, как я приезжаю на какой-нибудь конвент и устраиваю там настоящую жару. Я придумала альбом со скрипачкой, который не увидел свет из-за того, что заниматься музыкой прицельно стало слишком трудозатратно. Часть из этих песен мы исполнили в разных обстоятельствах, часть сгинула. Образ Йеннифер из "Ведьмака и меня, кстати, не оставил равнодушной - песню про нее пела на квартирниках. Менестрель в моем понимании - это музыкант-сказитель, задача которого переносить в сказочную атмосферу, такой проводник мифа в реальность. Менестрель должен был быть романтичен и дерзок одновременно, завораживая людей, которые сами страстно этого желают. Позже менестрели перестали меня интересовать, но RPG воскресили любопытство. Наверняка за это время появились интересные образцы.

В последних крупных RPG с музыкой менестрелей полный порядок. "Ведьмак":



С русской версией как обычно фэйл: https://www.youtube.com/watch?v=23aZL2PzTvw. У вокалистки отличные данные, но в оригинале очень аккуратные, хрустальные окончания, четкие штрихи, которые и делают грустную песню прозрачной. В русской версии они зависают, за счет чего прозрачность превращается в завывание. Ну а про часть, которая начинается со слов "по следу волка я пойду в метели", даже говорить не хочется, - это "и вновь продолжается бой, и сердцу тревожно в груди". Школа песни, где чем громче и надсаднее, тем драматичнее. Локализация песен - это очень сложно. Как-то я разъярилась от перевода мюзикла и попробовала потом перевести одну из песен. Это оказалось невероятно трудно, хотя и познавательно, так что часть претензий ушла. Как-нибудь напишу об этом.

В Dragon Age:Inquisition песням из таверн вообще посвящен отдельный диск, и эти песни - лучшее, что есть в не слишком удавшейся сюжетно игре. Они там и издевательские, и драматические, причем все выполнены с любовью. Я так фанат I am the one и Empress of fire. Последнюю даже перевела, буду петь до умопомраченья осенью, когда снова смогу. Интересно, что такие песни, обманчивая простота которых зовет их повторить, дико вставляют людей, они начинают делать кучу каверов, часть из которых страшна, зато в другой части столько наивности и молодецкой энергии, что это прет. Самое интересное там как раз то, что простота исполнения - кажущаяся, их не так просто повторить, это требует мастерства. Люди, правда, пытаются в любой ситуации. Пласт "симпатичная девочка с гитарой" никуда не исчезал. Вот девушка, например, - https://www.youtube.com/watch?v=XJwN5MGRdiE . Высокие ноты ей не удаются, но зато нежно. Или вот так: https://www.youtube.com/watch?v=3MVqdYcbDp8. Чуваки настолько вдохновились пафосом DA, что сделали целый гимн.

Мне кажется, это клево. Хорошо, когда творчество подталкивает людей попробовать сделать что-то самим или повторить это ради удовольствия. Ну, даже если и не вышло - и плевать, зато весело и задорно!

невообразимые создания, хендерсон
firre
bridge_on_fire
Как-то очень завелась, когда узнала, что Альпина издает "Книгу о невообразимых существах: бестиарий XXI века", потому что люблю читать о разных удивительных созданиях. Книга хорошая, хотя у нее есть две особенности: во-первых, в ней очень мало иллюстраций, что в разговорах о необычных существах расстраивает и требует дополнительного поиска, во-вторых, какое-нибудь прекрасное создание вроде аксолотля или волосатого краба-йети Хендерсон использует как повод поговорить обо всем подряд - от социальных проблем до рассказов Итало Кальвино и философии стоиков. То есть это откровенный "поп", но выполненный с душой и красиво изданный. Тем, кому такая манера не нравится, стоит обратить внимание на более серьезные книги, т.к., скажем, про андского сычика в главе про андских сычиков Хендерсон не рассказал практически ничего. На кучу глав встречается пара провалов, однако в целом книга переполнена разными ссылками, цитатами, даже указанием на ролики на youtube, которые можно посмотреть, чтобы понять тот или иной процесс или увидеть то или иное животное. Да ладно, я узнала, что у мурен есть дополнительные челюсти, которые скрыты в глотке и выскакивают, хватая добычу! Т.е. опасность мурен я никогда не подвергала сомнению, они вечно плавают, разинув пасть и сверля тебя глазами, но что из этого раскрытого рта выскакивает такая конструкция, мне в голову не приходило. Это же Чужой какой-то:

http://static.yasher.net/img/post_image/4/large_murena1_496.png

Также Хендерсона очень волнует проблема антропоцентризма, когда все виды мы оцениваем с точки зрения того, что человек - король животного мира, что его культура и его интеллект являются точкой отсчета для оценки всех остальных. Скажем, в главе про дельфинов он рассказывает про их многообразный язык, и становится понятно, что даже если бы человек захотел, он не смог бы коммуницировать таким образом, т.к. у дельфинов довольно сложно переплетено несколько типов восприятия - от эхолокации до звуков и т.д. Дельфины действительно весьма умны, но признать, что мы поедаем другой разумный вид, было бы слишком сложно, поэтому их "ум" массам подается просто как забавная особенность. То же самое можно сказать и об осьминогах - эти существа настолько далеки от человека, что их способы коммуникации и возможная культура, существуй она, не были бы нами поняты. Их щупальца - это и руки, и в каком-то смысле языки, и "отростки" мозга. Фантасты многократно обыгрывали подобные темы - в духе романа, где единственным разумным населением планеты оказались телепатически общающиеся мхи, признавать которые было весьма невыгодно, и так далее. Меня же заинтересовал вот какой вопрос: мы постоянно ищем разумную жизнь вне планеты, посылаем сигналы в космос, но что, если мы окружены разумными видами здесь? проблема в том, что "культура" муравьев, скажем, плохо читаема для нас, хотя у них совершенно определенно есть строгая социальная система, даже земледелие (грибы) и животноводство (тли). Мы для них - стихийные бедствия, не более. Они для нас - мелкие букашки с забавными городами, которые можно разрушить одним движением ноги.

рисунки к книге Геккеля и прочие мыслиCollapse )

Кэмпбелл "Тысячеликий герой"
firre
bridge_on_fire
"Там, где моралист был бы охвачен негодованием, а поэт — трагик — состраданием и ужасом, мифология превращает всю жизнь в великую и ужасную Божественную Комедию. Ее «олимпийский смех» ни в коей мере не является эскапизмом, напротив, он суров суровостью самой жизни — которую мы можем считать суровостью Бога, Создателя. В этом отношении мифология выставляет позицию трагика несколько истеричной, а чисто моральную оценку — ограниченной. Однако эта суровость уравновешивается заверением в том, что все, что мы видим, является лишь отображением силы, которая, незатронутая болью, продолжает свое существование. Таким образом, сказки являются одновременно и безжалостными и лишенными ужаса — преисполненными радостью трансцендентной анонимности в отношении любой самости, самодостаточности и борений любого эго, которое рождается и умирает во времени."

Книга Кэмпбелла "Тысячеликий герой" имеет свою славу как среди писателей/сценаристов, так и среди создателей игр. Кэмпбелл считал, что разнообразные мифы и сказания имеют один и тот же костяк, круг, состоящий из набора основных шагов, которые должен пройти герой, чтобы стать Героем. В форме короткого мультфильма суть передана ted:



Read more...Collapse )